ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
I. Общие сведения о классном коллективе; история его формирования.
- Количество учащихся, из них мальчиков, девочек.
- Возрастной состав.
- Изменения состава класса, происшедшие в течение года.
- Слияния с другими классами.
- Смена классного руководителя, причина.
- Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.
II. Содержание и характер учебной деятельности.
- Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
- Интеллектуальный уровень, работоспособность класса.
- Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников; их реакция на требования к ним классного руководителя, класса.
- Взаимопомощь.
- Дисциплина на уроках; нарушители, причины нарушений.
- Отрицательные моменты в учебной работе.
- Пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
- Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям.
- Хобби учащихся.
- Отношение к общественным делам; участие класса в общешкольной жизни; наличие пассивных учащихся.
- Работа временных творческих групп.
- Общественно полезный труд в школе, классе.
- Проявление сознательной дисциплины; организованность класса.
- Влияние на класс родительской общественности.
IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, принципы формирования, его работа.
2. Характеристика активистов.
3. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.
4. Организация класса для участия в школьных мероприятиях.
5. Связь классного коллектива с общешкольным.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
- Степень сплоченности.
- Ценностно-ориентированное единство класса.
- Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи; развитие критики и самокритики.
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
- Наличие группировок, их влияние на класс.
- Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
6. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.
7. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
8. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.
VI. Общие выводы.
- Специфические черты коллектива, стадия его развития (по А.Н. Лутошкину).
- Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса.
- Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.