Поиск наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления
Сегодня, в период больших перемен в образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления. Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству.
Лидерство, как оно работает?
Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий.
Лидерство же –совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее.
Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие во всем мире, оказывают огромное влияние и на изменения в школе. Английский деятель образования Питер Друкер сказал: «школы настоящего времени скоро исчезнут». Это можно понять так, что быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг. Должны меняться Мы можем согласиться с этим, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся КАК УЧИТЬСЯ, а не ЧТО учить.
Черты и особенности мыслящих руководителей
как уже стало понятным, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера.
В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера.
1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем.
2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики.
3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты.
4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают.
5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений, в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%.
6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов.
7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Есть 3 составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии:
• то, во что мы верим верить
• что мы говорим говорить
• что мы делаем делать
В нас, как в лидерах, все три составляющие должны быть вместе, созвучны – верить, говорить, делать.
В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску.
Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля – к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Нужно разговаривать с коллективом о предстоящих изменениях. Необходимо потратить время на убеждение людей и обучение изменениям.
«Люди более счастливы, готовы к сотрудничеству и работе, к позитивным переменам, когда руководители осуществляют перемены вместе с людьми, а не над ними…» - цитата из международного института восстановительной практики…
Если Я, как лидер, постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему.
|